Іларіон митрополит Київський

Ця стаття потребує перекладу.

Ви можете допомогти проекту, опрацювавши цю сторінку.
Відповіді на запитання ви можете знайти на сторінці Довідка:Потрібний переклад.

Святитель Иларион, митрополит Киевский и всея Руси, жил в эпоху великого князя Ярос­лава Мудрого († 1054 г.), сына святого равноапостольного Владимира. В историю Русской Церкви он вошел как первый из ее русских предстателей, представлен­ных на митрополию Собором русских епископов.

К сожалению, скудные сведения сохранились о знаменитом первосвяти­теле Рус­ской земли, св. Иларионе. Преподобный Нестор, повествуя в летописи о на­чале Печерского монастыря, пишет: «Боголюбивому князю Ярославу, любящу Бере­стовое и церковь ту сущу Свв. апостол и попы многи снабдящу, в них же бе пресвитер именем Иларион муж благ и книжен и постник, и хожаше с Берестового на Днепр на холм, где ныне ветхий монастырь Печерский и ту молитву творише; бе бо лес ту велик; ископа пещеру малу дву сажену, и при­ходя с Берестового отпеваше часы и моляшася Богу ту втайне. По сем же вложи Бог в сердце князю и постави его митрополитом святей Софии, а сия пещерка тако оста». Итак, св. Иларион был родом русский, первоначальное образование он, вероятно, получил в Киевском училище, которое завел еще св. равноапостольный князь Владимир и куда брать велел детей знатных лиц. Особенные дарования, необыкновенные умственные способности или другие какие-либо обстоятельст­ва доставили ему место священника в селе Берестове (близ нынешней лавры), где был великокняжеский дворец, в котором скончался св. Владимир. Ярослав Мудрый часто бывал в своем загородном дворце, обратил особенное внимание на Илариона, отличавшегося пред всеми и своим обра­зованием, и благочестием. Ревностный служитель Христов не довольствовался обыкновенным исправлени­ем своих обязанностей, но, устремляясь к высшим подвигам, часто оставлял свой дом и уходил в соседнюю гору, покрытую лесом, чтобы там в уединении предать­ся молитве и богомыслию, устроил себе там другое жилище, тесное — в пещере. Такие подвиги должны были еще больше расположить к нему благочестивого Ярослава.

В то время Русская Церковь была митрополией, входящей в состав Констан­тинопольского патриархата. Первыми митрополитами на Руси были греки, поставление их совершалось в Царьграде. Когда скончался митрополит Феопемпт, Русь находилась в состоянии войны с Византией. Соборным суждением иерархов Русской Церкви было решено поставить митрополита в Киеве, не обращаясь в Царьград. Среди русского духовенства святой Иларион славился высокой ду­ховной жизнью и проповедническим дарованием. И, как свидетельствуют его творе­ния, он был не просто «муж книжный», но обладал великими духов­ными дарова­ниями, глубиной богословского ведения. Поэтому выбор Собора архиереев, пав­ший на св. Илариона, был по душе Ярославу Мудрому. В Святой Софии подвиж­ник был поставлен митрополитом в 1015 году. Поставление Илариона в сан митрополита показывает, что он испрашивал и получил себе утверж­дение от Константинопольского патриарха. К мысли, что на митро­по­личью кафедру Иларион получил утверждение от Константинопольского патри­ар­ха, приводит напи­сание самого исповедания, которое, вероятно, отсылалось в Царьград согласно тогдашнему обычаю.

Время управления русской митрополией св. Илариона было одно из самых слав­­ных и памятных для потомства. В его время, по словам летописца, «вера хрис­ти­анская нача плодиться»; в его время стала процветать великими подвиж­никами Киево-Печерская лавра, бывшая рассадником духовного просвещения в России; в его время начало процветать и духовное просвещение — умножены церковные училища; к его времени относилось благоустройство церковного бо­гослужения. При нем был посвящен храм великомученика Георгия и уста­новлено праздно­вать по всей России праздник 26 ноября (св. Георгию). Неизвестно, сколько времени управлял Киевский митрополит св. Иларион, ибо летопись не отметила года его кончины, но на погребении князя Ярослава Мудрого (+ 20 февраля 1054 г.) святителя уже не было, а в 1055 году в Киев при­был новый митрополит. Очевидно, святой Иларион отошел ко Господу в 1053 году. Оставленное им духовное наследие живет в Русской Церкви. И, прежде всего, лучшее творение древнерусской церковной литературы — «Слово о законе и благодати», произне­сенное в Десятинной церкви в похвалу святому князю Владимиру, в котором дал богословское осмысление места Русской Церкви в истории Божественного домостроительства спасения. Содержание его глубоко и многосторонне. В центре «Слова» — учение о спасении и благодати. Большое внимание уделено вопросу о превосходстве христианства над иудейством. Эта тема была очень важная в те времена для Киевской Руси: к святому Владимиру приходили иудеи, надеясь обратить его в свою веру, преподобный Феодосий Печерский (+ 1074 г.) ходил на «жидовский конец» в Киеве с проповедью Хрис­та Распятого. Известно также, что евреи старались совратить в иудейство свя­тителя Никиту Затворника, когда он был еще иноком Печерского монастыря (1088 г.). Об этом рассказывает святитель Симон в «Киево-Печерском пате­рике». Поэтому понятно внимание, которое уделяет святитель Иларион вопросу «о за­коне, Моисеем данном, и о благодати и истине, чрез Иисуса Христа бывших». Наконец, третья тема, давшая повод про­изнесению самого «Слова», — прослав­ление апостольского подвига святого князя Владимира.

Царство природы, царство благодати и будущее Царство Славы восприни­маются в духовном опыте Церкви в неразрывной слитности. Закон — лишь пред­теча и слуга благодати и истины. Истина и благодать — лишь слуги бу­дущего века и жизни истинной. Так же учит святитель Иларион о преемст­венности Церкви: «Моисей и пророки о Христовом пришествии поведали, что Христос же и апосто­лы Его — о Воскресении и о будущем веке».

С момента, как пришел в мир Спаситель, ветхий (прежний) завет человека с Богом утратил силу. Богословскими символами ветхого и нового заветов слу­жат святителю заимствованные у святого апостола Павла образы двух жен Авраама — свободной Сарры и рабыни Агари. «Изгнана была Агарь, рабыня, с сыном ее Измаилом, и Исаак, сын свободной, наследник был Аврааму. Так же изгнаны были иудеи и рассеяны по странам, а сыны благодати, христиане, наследники стали Богу и Отцу. Как меркнет свет луны при воссиявшем солнце, так и закон — при явлении благодати; стужа ночная гибнет от солнечного тепла, согревающего землю, — и человечество уже не горбится под бременем закона, но в благодати свободно ходит».

Радость о Христе преисполняет самого праведника, когда он говорят о вхож­де­нии родной Руси в сонм христианских племен. «Христова благодать всю землю исполнила» и, прежде всего, молодые жизнестойкие народы, к которым относил­ся и русский народ. «Приличествует благодати и истине на новые люди воссиять. Не вливают, по слову Господню, вина нового — учения благо­дати — в мехи ветхие, обветшавшие в иудействе, но новое учение — в новые мехи, новые народы». Так вера благодатная «по всей земле распростерлась и до нашего языка русского дошла. Вот уже и мы со всеми христианами сла­­вим Святую Троицу, а Иудея молчит; язычники приняты, а иудеи отринуты».

Русские православные отныне «не идолослужителями зовутся, но христиа­нами, и уже не капища строим, но Христовы церкви зиждем; уже не заколаем друга бесам на жертву (см. память варягов-мучеников 12/25 июля), но Христос за нас заколается в жертву Богу и Отцу. Все страны Благий Бог помиловал — и нас не презрел, захотел и нас спасти и в разум истины привести». Великий апостольский подвиг просвещения Русской земли совершил святой князь Владимир (память 15/28 июля), «подобник святому равноапостольному Конс­тан­тину», который «запове­дал по всей земле своей креститься во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, и ясно и громогласно во всех градах славить Святую Троицу и всем быть христианами — малым и великим, рабам и свободным, юным и старым, богатым и убогим». С гордостью говорит святой Иларион о родной земле: «Святой Владимир не в худой и не в неведомой земле влады­чествовал, но в Русской, которая ведома и слышима всеми концами земли».

«Слово о законе и благодати» — первое по времени творение Русской Церк­ви, в котором святой креститель Руси ублажается в чине равноапостольных. «Радуйся во владыках, апостоле, не мертвые телеса воскресивший, но душею нас мертвых воскресивший, ибо тобою обожились и жизнь Христову познали». Таково содер­жание этого замечательного памятника древнего русского бого­словия. Из других творений святителя Илариона известно его архиерейское «Исповедание», став­шее образцом епископской присяги в Русской Церкви. К «Слову о законе и благодати» в рукописях присоединяется обычно «Молитва святого Илариона». Это творение святителя также имеет долгую жизнь в отечест­венном церковном предании. В 1555 году, при отправлении в новоучрежденную Казанскую епар­хию святителя Гурия, повелено было ему в Москве и в других го­родах, через которые он будет проезжать, читать молитву «творение митро­полита Илариона Русского».

Святитель Иларион был погребен в Киевских пещерах. В надписаниях его тво­рений, в рукописных святцах и каталогах святителей святитель Иларион неизменно именуется святым и предивным чудотворцем. Устойчивое литур­ги­ческое почитание его как святого засвидетельствовано в службах Киево-Печер­ским преподобным. Как в службе Собору отцов Ближних пещер (28 сентября/11 октября), так и в службе всем Киево-Печерским святым (вторая Неделя Ве­ли­кого поста) он пере­числяется наравне с другими святыми иерархами Русской Православной Церкви.


Особисті інструменти

Матеріал з WWW Енциклопедія Києва